Новый инструмент для оценки частоты дыхания у маленьких детей с кашлем и/или затруднением дыхания

Пневмония – ведущая инфекционная причина смерти детей

Пневмония является ведущей инфекционной причиной смерти детей, на долю которой пришлось 15% всех случаев смерти детей в возрасте до пяти лет в 2017 году. Эти смерти можно предотвратить путем ранней диагностики и соответствующего лечения подтвержденных случаев. Основными диагностическими критериями пневмонии являются наличие кашля или затрудненное дыхание и повышенная частота дыхания. Наиболее часто используемым инструментом для оценки частоты дыхания (ЧД) является ручной подсчет. Несмотря на то, что существуют автоматические счетчики ЧД, в настоящее время не существует золотого стандарта для проверки этих диагностических средств.

Новый инструмент для подсчета частоты дыхания на основе видео

Британскими учеными предложен новый инструмент для подсчета ЧД на основе видео, который позволяет фиксировать изменения частоты, в том числе, во время движения ребенка, при эмоциональном напряжении (плач). Важно, что метод позволяет исключить данные физиологические изменения ЧД из расчета показателей, таким образом не искажая конечный результат. Десяти рецензентам, являющимся медицинским персоналом с опытом работы в педиатрии не менее двух лет, с опытом ручного подсчета вдохов для оценки ЧД, предложили выполнить подсчет ЧД, используя 50 видеороликов детей 0-59 месяцев с кашлем и/или затрудненным дыханием. На видео было видно полностью грудь и живот ребенка, видео было достаточно ярким и свободным от внешних отвлекающих факторов, а камера оставалась неподвижной в течение всего времени. Рецензентам было рекомендовано использовать функции поддержки, включая изменение скорости воспроизведения и уровней масштабирования, регулировку яркости и перемещение вперед и назад по временной шкале видео.

Результаты исследования нового инструмента для подсчета частоты дыхания на основе видео

Средняя продолжительность видео (рассматриваемый период времени) составила 66 с. Среднее время, затраченное рецензентами на аннотирование видео, в 30 раз превышало продолжительность рассматриваемого периода. Средний искаженный период (движение, плач и т.д.) на видео составил 19% от рассматриваемого периода. Общий средний расчетный показатель ЧД составил 52 дыхательных движений в минуту с уменьшением среднего показателя от младшей к старшей возрастным группам. Ожидаемо, что видео детей в возрасте 12-59 месяцев показали значительно более низкую степень искажения, чем видео детей <2 месяцев (р 0,04)

Отзывы рецензентов о нового инструмента для подсчета частоты дыхания на основе видео

Рецензенты отметили, что функциональные возможности инструмента, такие как замедление, изменение цвета, регулировка яркости, помогли им различать эти различные виды дыхания: “Изменяя цвет, мы можем видеть, является ли движение нормальным дыханием, поверхностным или искаженным”. Тем не менее, видео с большим количеством искажений, движений и неуверенного дыхания оказалось трудным для оценки, а видео с детьми младшего возраста вообще было труднее аннотировать. В то время как некоторые рецензенты приветствовали дополнительную функциональность этого инструмента, позволяющую отмечать искаженные периоды, другие предположили, что они будут доверять инструменту только при определенных условиях.

Авторы настоящего исследования считают, что необходимо усовершенствование нового инструмента для использования у детей до 2-х месяцев и детей в эмоциональном возбуждении. Необходимо провести дополнительные оценки его функциональности. Только после этого его можно будет считать новым эталонным стандартом для измерения частоты дыхания у детей.

Источник: Schildt E, Bockrath R. Disseminated Blastomycosis Presenting as Oligoarthritis, Pneumonia, and Skin Disease in an Immunocompetent Child. Case Rep Pediatr. 2021 Sep 16;2021:3872354. doi: 10.1155/2021/3872354. PMID: 34567818; PMCID: PMC8463215.

Предыдущая запись
Онлайн-конференция «Актуальные вопросы детской респираторной медицины»
Следующая запись
Когда симптоматическую терапию ОРИ у детей следует считать эффективной?
Меню