Подростки и модные электронные сигареты: как ограничить употребление?

В 2019 году 27,5% старшеклассников и 10,5% учащихся средних школ в США (более 5 миллионов подростков) сообщили о текущем употреблении электронных сигарет. Особенно популярным является последнее поколение электронных сигарет типа pod, которые напоминают компьютерную флешку и содержат электронную жидкость, изготовленную из солей никотина и бензойной кислоты. Их популярность обусловлена привлекательными для молодежи ароматами, высоким содержанием никотина и сдержанным дизайном, который позволяет легко скрыть устройство от родителей и учителей.

Специалистами Медицинской школы Уэйк Форест (Северная Каролина, США) и Медицинской школы Перельмана Пенсильванского университета (Филадельфия, США) провели исследование, целью которого было выявить мотивации старшеклассников к употреблению электронных сигарет.

Для набора участников использовали листовки и объявления, размещенные на школьных информационных ресурсах и содержащие краткую информацию об исследовании, а также о том, как отказаться от участия своего ребенка в исследовании.

Учащиеся, которые сообщили об использовании электронных сигарет, вошли в группу «пользователей». В другую группу вошли подростки, которые знали об электронных сигаретах, но никогда их не использовали. Всего было проведено шесть фокус-групп по 60-90 минут. Для модераторов были разработаны руководства, содержащие вопросы, направленные на раскрытие основной темы: почему, как и при каких условиях используются электронные сигареты.

В исследовании приняли участие 29 школьников (13 постоянных потребителей электронных сигарет и 16 подростков без такого опыта). Среди пользователей 37,5% сообщили об использовании в течение прошлой недели, 25% – в прошлом месяце и 31,3% – в течение последних 6 месяцев. Мятный аромат был предпочтительным для более чем половины респондентов (57,1%), за которым следовали манго (14,3%) и крем (14,3%).

Для описания использования участники использовали различные термины: vaping (парение, от слова «пар»), hitting (от слова «удар») и ripping (от слова «разрыв»). Во всех группах участники были уверены, что электронные сигареты содержат никотин. Пользователи высказывали мнение, что «ароматы – это то, что привлекает детей и подростков», «отвратительный стереотип сигарет исчез», «это не так уж плохо, потому что это – фрукт».

Примечательно, что большинство пользователей описывали негативный первый опыт использования электронных сигарет. Например, один подросток говорил о том, что у него сильно болело горло: «я думал, что умираю». Все участники исследования были осведомлены о том, что курение электронных сигарет вызывает привыкание: «мне необходимо делать это каждую секунду своей жизни, чтобы чувствовать себя нормально». К сожалению, хотя пользователи и упоминали, что долгосрочные последствия для здоровья являются «своего рода загадкой», восприятие вреда было низким.

Важно, как пользователи описывали влияние вейпинга на качество их жизни. Например, подростки рассказывали о смущении, когда их одежда пахла после вейпинга, и они беспокоились, что другие ученики или учителя это обнаружат. Несколько школьников отметили негативное влияние курения на физическую форму: «Я чувствую, что начал бегать медленнее, и мое дыхание стало хуже, поэтому я думаю, что мне действительно следует прекратить парить».

Некоторые пользователи сообщили, что используют электронные сигареты для снятия стресса, в трудной жизненной ситуации. Часть участников признали, что впервые попробовали электронную сигарету под давлением сверстников.

Участники из всех школ сообщили, что вейпить в школе легко, а последствия варьируются в зависимости от учителя: от отсутствия последствий до отстранения или исключения. Интересно, что один из некурящих подростков спросил: «Если вы знаете, чем чревата никотиновая зависимость, почему бы не предпринять какие-то действия?» Таким образом, некоторые школьники считали, что учителя должны усерднее обеспечивать соблюдение существующей школьной политики в отношении употребления табака.

Один из пользователей сказал: «Когда я иду к врачам, они спрашивают: «Вы курите?» Но они не задают никаких вопросов о вейпинге». То есть, подростки указывали на нехватку информации об употреблении электронных сигарет от своих врачей, учителей, тренеров или других взрослых.

В заключение, исследователи подчеркивают, что необходимы целенаправленные меры, чтобы помочь подросткам противостоять употреблению и бросить курить. Потенциальные стратегии включают расширение знаний о вреде электронных сигарет с помощью научно обоснованных учебных программ и коммуникационных кампаний; предоставление консультаций; пересмотр существующей школьной политики; обучение сотрудников школьной администрации методам выявления детей, употребляющих электронные сигареты.

Источник: Wagoner KG, King JL, Alexander A, Tripp HL, Sutfin EL. Adolescent Use and Perceptions of JUUL and Other Pod-Style e-Cigarettes: A Qualitative Study to Inform Prevention. Int J Environ Res Public Health. 2021 May 1;18(9):4843. doi: 10.3390/ijerph18094843.

Предыдущая запись
К вопросу оптимизации терапии гриппа и ОРВИ у детей
Следующая запись
Пневмоцистная инфекция у часто болеющих детей: что важно учесть?
Меню