В соответствии с результатами нового систематического обзора дети с ротолицевыми расщелинами (губ и неба) имеют более низкие показатели нервно-психического развития и результаты обучения, чем их сверстники в период с младенчества до подросткового возраста. Однако результаты данного обзора не следует трактовать так, что все дети с ротолицевыми расщелинами будут иметь проблемы с обучением. Такие дети нуждаются в более тщательном мониторинге и поддержке при необходимости (например, в применении специальных подходов к раннему развитию или помощи в обучении в школе).
В систематический обзор было включено 31 исследование с 10 143 пациентами с ротолицевыми расщелинами и более чем 2 млн детей в группе контроля. В 10 исследованиях с участием младенцев и детей дошкольного возраста были выявлены различия в когнитивной сфере, моторном развитии, восприятии речи и экспрессии речи между детьми с ротолицевыми расщелинами и без них.
В остальных исследованиях (14 с участием детей младшего школьного возраста, 7 с участием подростков) было выявлено, что у детей с ротолицевыми расщелинами отмечались трудности с языковыми и математическими предметами, были хуже оценки, чаще отмечены систематические прогулы, чаще использовались специальные методы обучения.
В целом результаты обучения детей с расщелинами неба были хуже, чем у детей с другими расщелинами, однако не во всех исследованиях выделялись подгруппы детей в зависимости от типа расщелин.
Очевидно, что в наблюдаемые различия по нервно-психическому развитию и успехам в обучении вносят вклад различные факторы, изучение которых в дальнейшем может помочь создать максимально благоприятную среду для таких детей.