Инфекции у дошкольников (опыт зарубежных коллег)

Дети, получающие образование в дошкольных учреждениях: польза и риски

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Министерства национального образования Турецкой Республики на 2023 год, уровень охвата дошкольным образованием в Турции достиг 21% для детей в возрасте 3 лет, 42% для детей в возрасте 4 лет. — старших и 99,86% для 5-летних. Турецкие врачи педиатры считают, что это весьма ценное достижение, которое, однако, несет в себе определенные риски. В частности, ряд авторов считают, что риск заражения инфекционными заболеваниями детей в дошкольных учреждениях увеличивается в 2-3 раза по сравнению с детьми, не посещающими детские сады. Действительно, посещение дошкольного образовательного учреждения считается фактором риска распространения инфекционных заболеваний, однако это не должно быть причиной ограждения ребенка от детского сада. Примечательно, что в 2023 году в литературу было введено новое понятие «школьный презентеизм», определяемое как посещение больным ребенком школы/детского сада в течение определенного периода времени, и была подчеркнута необходимость исследования причин и следствий этого явления.

Материалы и методы исследования распространенности инфекционных заболеваний и основных причин их передачи в дошкольных образовательных учреждениях

Педиатры Пазарской профессиональной школы высшего образования Университета Токат Газиосманпаша (Турция) провели исследование с участием 46 педагогов детских дошкольных учреждений и родителей 397 детей. Все педагоги были женщинами в возрасте 39,8 ± 4,2 лет с опытом работы более 10 лет, имеющими диплом отделения дошкольного образования педагогического факультета университета. 77% детей были в возрасте 5 лет, 62,5% детей родились путем кесарева сечения. 29 дошкольников (7,3%) имели хроническое заболевание, из них у 21 ребенка диагностирована бронхиальная астма.

При участии врача-инфекциониста, научного сотрудника Департамента дошкольного образования и педагога дошкольного образования с 12-летним опытом работы были созданы анкеты: «Инфекционные заболевания в дошкольных образовательных учреждениях: анкета для родителей» и «Инфекционные болезни в дошкольных образовательных учреждениях: анкета для педагогов». Данные от родителей собирались посредством личных интервью или онлайн-анкетирования, данные от педагогов собраны посредством личных интервью.

Результаты исследования распространенности инфекционных заболеваний и основных причин их передачи в дошкольных образовательных учреждениях.

47,9% опрошенных родителей сообщили, что их дети болеют 3-5 раз в год. 23,2% родителей считали, что их дети болеют чаще, чем их сверстники. Более половины родителей (57,7%) считали, что дети чаще болеют в дни посещения образовательного учреждения (детского сада). С начала учебного года к моменту проведения данного исследования (примерно пять месяцев) инфекционные заболевания диагностировались у детей 94,7% опрошенных родителей с частотой в среднем 3,5±2,0 случая на одного ребенка. Большинство заболевших детей (91,5%) применяли антибиотики, назначенные врачом.

55,2% родителей считали, что они осведомлены о детских инфекционных заболеваниях, а 4,8% из них сообщили, что отправляли своих больных детей в образовательное учреждение, поскольку некому присмотреть за ними в рабочее время, и это было отмечено в качестве основной причины. При этом, 96% опрошенных указали, что дети с симптомами инфекционного заболевания передают болезнь другим обучающимся в группе детского сада. 81,4% родителей считали, что их дети заражаются в детском саду. Родителей спросили, почему, по их мнению, их дети заразились в дошкольном учреждении. Их ответы включали: контакт с больным человеком (n = 97), присутствие больного ребенка в классе (n = 89), проблемы гигиены (n = 73), физическую среду в классе (n = 43), погодные условия (n = 6), слабый иммунитет (n = 6) и неправильное питание (n = 2).

Все педагоги сошлись во мнении, что больных детей нельзя отправлять в детский сад. Они также упомянули, что предупреждают родителей об этом. Педагоги указали, что профилактику инфекционных заболеваний в дошкольных учреждениях можно проводить путем просвещения родителей и учащихся (n = 26), не допуска больного ребенка в класс (n = 24), гигиены (n = 21), медицинского осмотра (n = 7), правового регулирования (n = 6).

Выводы на основании результатов исследования распространенности инфекционных заболеваний и основных причин их передачи в дошкольных образовательных учреждениях

Авторы подчеркивают, что отсутствие альтернативных детскому саду услуг занимает первое место среди факторов, влияющих на решение родителей, отправляющих своих больных детей в школу. Важно подчеркнуть, что присутствие в группе ребенка с инфекционным заболеванием не только увеличивает риск заражения, но и влияет на настроение педагога, отрицательно влияя на атмосферу и учебный процесс.

Решение проблемы роста заболеваемости инфекционными заболеваниями в дошкольных учреждениях, где формируется личность ребенка, будет способствовать улучшению здоровья и повышению уровня образования детей, приведет к снижению затрат на здравоохранение.

Источник: Kurt G, Serdaroğlu HU. Prevalence of Infectious Diseases in Children at Preschool Education Institutions and Stakeholder Opinions. Children (Basel). 2024 Apr 8;11(4):447. doi: 10.3390/children11040447. PMID: 38671664; PMCID: PMC11049231.

Предыдущая запись
Как кашель связан с хроническим отитом и нарушениями развития речи у детей?
Следующая запись
День защиты детей 2024!
Меню