Существует ли связь острой дыхательной недостаточности в раннем детстве и отдаленных когнитивных расстройств?

Ассоциации длительной нейрокогнитивной дисфункции с перенесенной дыхательной недостаточностью

Новорожденные с дыхательной недостаточностью обычно рождаются недоношенными, с риском внутричерепного кровоизлияния и с незрелыми легкими, требующими респираторной поддержки в течение нескольких недель или месяцев, что подвергает их риску последующего нарушения развития нервной системы. Существует мнение, что младенцы и маленькие дети могут быть исключительно восприимчивы к неблагоприятным нейрокогнитивным последствиям после седации, инвазивной искусственной вентиляции легких и других видов терапии.

Материалы и методы исследования по оценке нейрокогнитивных исходов у детей, перенесших интенсивную терапию по поводу острой дыхательной недостаточности по сравнению с их братьями и сестрами

Специалистами Вашингтонского и Пенсильванского университетов (Питтсбург, Сиэтл, США) проведено проспективное когортное исследование в 31 отделении интенсивной терапии (ОРИТ) и связанных центрах нейропсихологического тестирования.  в которое включили 121 пар братьев и сестер. Основную группу составили дети из пар младше 8 лет, с острой дыхательной недостаточностью и госпитализацией в ОРИТ в раннем возрасте в анамнезе. Участниками контрольной группы стали их братья и сестры в возрасте 4-16 лет без искусственной вентиляции легких или общей анестезии в анамнезе. В рамках исследования были собраны подробные данные об истории болезни каждого участника, острых и хронических заболеваниях, стационарном течении, получении интенсивной терапии и прочих лекарств, социально-экономический статус.

Всем пациентам основной группы, а также их братьям и сестрам провели комплексную оценку нейрокогнитивных функций. Нейрокогнитивное тестирование проводилось либо лицензированным психологом со специальной подготовкой в ​​области нейропсихологии, либо специалистом по нейропсихологии. Первичным результатом был показатель IQ, оцененный с помощью соответствующих возрасту тестов, вторичные результаты включали оценку внимания, скорости обработки информации, обучения и памяти, зрительно-пространственных навыков.

Результаты исследования по оценке нейрокогнитивных исходов у детей, перенесших интенсивную терапию по поводу острой дыхательной недостаточности по сравнению с их братьями и сестрами

Согласно результатам исследования, пациенты (n = 121; из них 55 (45%) – женского пола) были госпитализированы в отделении интенсивной терапии в среднем возрасте 1,0 год (интервал 0,2 – 3,2).  Наиболее частыми причинами дыхательной недостаточности были бронхиолит, бронхиальная астма, пневмония. Почти две трети пациентов имели или тяжелый педиатрический острый респираторный дистресс-синдром. Медиана продолжительности ИВЛ составила 5,5 (3,1-7,7) дня, 15-и пациентам была проведена высокочастотная осцилляторная вентиляция легких, 3-м (2%) – экстракорпоральная мембранная оксигенация. У всех пациентов была дыхательная недостаточность, и у большинства (87 (72%)) диагностировали синдром полиорганной дисфункции. Медиана продолжительности пребывания в ОРИТ составила 8,0 (5,1-12,0) дней.

Братья и сестры пациентов основной группы (n = 121; 72 сибса женского пола) были протестированы в среднем возрасте 8,4 года (7,0 – 10,2). Через 3–8 лет после госпитализации в ОРИТ по поводу острой дыхательной недостаточности средний IQ пациентов основной группы был ниже, чем у их братьев и сестер (101,5 против 104,3).

Дети, перенесшие лечение в ОРИТ, имели значительно более низкие баллы по невербальной памяти, зрительно-пространственным навыкам, развитию мелкой моторики. По остальным вторичным результатам, включая внимание, вербальную память, экспрессивную речь и исполнительную функцию, существенных различий не было

Выводы на основании результатов исследования по оценке нейрокогнитивных исходов у детей, перенесших интенсивную терапию по поводу острой дыхательной недостаточности по сравнению с их братьями и сестрами

В заключение, авторы делают вывод, что дети, пережившие госпитализацию по поводу острой дыхательной недостаточности в возрасте 8 лет и младше, имели значительно более низкий показатель IQ по сравнению со здоровыми биологическими братьями и сестрами, живущими с ними в одной семье. Хотя средняя разница между пациентами и братьями и сестрами была небольшой, даже такие изменения среднего IQ могут иметь важные академические, социальные и экономические последствия для детей младшего возраста, переживших острую дыхательную недостаточность.

Источник: Watson RS, Beers SR, Asaro LA, et al. Association of Acute Respiratory Failure in Early Childhood With Long-term Neurocognitive Outcomes. JAMA. 2022;327(9):836–845. doi:10.1001/jama.2022.1480

Предыдущая запись
Этиологические аспекты хронической патологии лимфоэпителиального глоточного кольца у детей
Следующая запись
Возможности ингаляционной терапии в лечении острого и обострения хронического риносинусита у детей
Меню